Образовательные стандарты
Федеральный государственный образовательный стандарт – это нормативный документ, который является инструментом организации и координации системы образования, средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования, организации учебной деятельности обучающихся на основе системно - деятельностного подхода.
Аналитическая справка о внедрении ФГОС в МБОУ «СШ №3»
На первом (подготовительном) этапе (2010-2011 учебном году) внедрения ФГОС второго поколения изучены нормативные документы федерального, регионального и муниципального уровней, которые позволили начать подготовку к внедрению ФГОС в нашем образовательном учреждении.
Ознакомившись и изучив материалы по федеральному государственному стандарту второго поколения был проведен мониторинг готовности школы к введению ФГОС. Мониторинг включал материально-технический и кадровый потенциал, санитарно-гигиенические условия, информационно-методические ресурсы. Результаты мониторинга были рассмотрены на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов. Анализ кадровых ресурсов показал, что педагоги, работающие в начальной школе готовы «войти» в образование по новым стандартам.
Во-первых, начальная школа работает по образовательной системе «Школа России», но учителя имеют большой опыт работы по развивающей системе Л. В. Занкова, Д. Б.Эльконина – В. В. Давыдова. Опыт работы по данным системам – это «мост» к переходу на новый стандарт.
Во-вторых, педагоги школы активно используют здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные, исследовательские, проектные, детское экспериментирование, моделирование, игровые, диалоговые, технологии развивающего и проблемного обучения, технологии личностно ориентированного обучения.
В-третьих, 100% педагогов, работающих на I ступени образования, являются активными пользователями информационных технологий, владеют основными инструментами пользователя мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.
В-четвертых, школа располагает соответствующей материально-технической базой и возможностью оснащения учебных кабинетов будущих первоклассников необходимой техникой.
В-пятых, внеурочная деятельность обучающихся уже несколько лет организуется педагогами дополнительного образования, с привлечением учреждений дополнительного образования (ЦДТ), что позволило безболезненно организовать внеурочную деятельность в первых классах согласно базисному учебному плану по - новому ФГОС.
Для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны не просто высококвалифицированные кадры, а кадры, прошедшие специальную подготовку, готовые технологически обеспечить процесс внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения начального общего образования. Поэтому с целью создания плана работы по внедрению ФГОС второго поколения в марте 2011 года была образована рабочая группа из учителей начальных классов в соответствии с приказом директора школы
Проанализировав наиболее перспективные УМК, отвечающие требованиям нового ФГОС, учителя начальной школы остановились на УМК «Школа России», т.к. данные УМК на наш взгляд ориентируют на инновационную деятельность, реализуют системно-деятельностный подход.
Таким образом, в результате подготовительной работы к внедрению ФГОС второго поколения на первом этапе были решены следующие задачи:
· дополнена нормативно-правовая база школы локальными актами.
· доведены до сведения родителей цели и задачи ФГОС второго поколения;
· определены образовательные системы для реализации ООП НОО;
· скорректирован план методической работы;
· включены в план методического совета школы мероприятия по методическому сопровождению деятельности учителей, разрабатывающих рабочие учебные программы;
Второй этап деятельности школы по внедрению нового стандарта начинается с момента исполнения Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», в соответствии с которым стандарт начального общего образования введен во всех общеобразовательных учреждениях с 01.09.2011 года.
На этом этапе решены задачи:
· заключён договор о предоставлении начального общего образования (школа – родители);
· организована внеучебная деятельность обучающихся силами школы и во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования реализуется система КТД, классных часов по основным направлениям внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
· проведена стартовая диагностика обучающихся с целью организации личностно ориентированного обучения и прогнозирования планируемых результатов;
· разработаны планы развития учебных кабинетов с учетом новых требований в формате новых образовательных стандартов;
· приобретена необходимая научно-практическая литература по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников;
· создана медиатека методических материалов по внедрению стандартов II поколения.
Третий этап – реализация ООП НОО, Программы внеурочной деятельности на ступени начального общего образования:
· осуществляется постоянная методическая поддержка учителям начальных классов по внедрению ФГОС;
· педагоги участвуют в обучающих семинарах, проводимых городским методическим объединением учителей начальных классов по вопросам внедрения ФГОС в начальных классах;
· проводится просветительская работа с родителями:
· родители являются активными участниками образовательного процесса;
· учебно-воспитательная деятельность в школе освещается через выпуск школьной газеты «Панорама» и сайт школы.
В 2018 году реализуется федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования на параллелях 5,6,7,8 классов.
Основными документами, регламентирующими образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС являются: «Основная образовательная программа начального общего образования» и «Основная образовательная программа основного общего образования»,разработанные с учетом ФГОС общего образования.
Анализ полученных данных по выделенным критериям позволяет констатировать следующее:
1. Нормативно-правовая база
В целом сформированность нормативно-правовой базы введения ФГОС в образовательном учреждении составляет - 72.3%.
· разработаны локальные акты, обеспечивающие реализацию ФГОС (Положение о Совете школы по обеспечению подготовки к введению ФГОС ООО, Положение о рабочих группах по введению ФГОС НОО, ФГОС НОО ООО, разработана «Дорожная карта» по подготовке школы к введению ФГОС НОО, ФГОС ООО);
· разработаны должностные инструкции учителей основной школы, заместителя директора по УВР;
· разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в МБОУ "СШ №3", в том числе стимулирующие надбавки и доплаты, порядок и размеры премирования;
· разработана и утверждена Основная образовательная программа ООО;
· внесены изменения и дополнения в Устав МБОУ «СШ №3» с учетом требований ФГОС НОО, ФГОС ООО;
· разработан и утверждено Положение о промежуточной аттестации учащихся, системе оценок;
· проведена ежегодная экспертиза рабочих программ. Для разработки основной образовательной программы проведено информирование педагогического коллектива на педагогических советах и совещаниях педагогических работников, заседаниях МО.
В состав рабочей группы вошли учителя основной школы, администрация школы, педагог- психолог, заведующая библиотекой. Были разработаны и реализуются: план-график введения ФГОС НОО, ФГОС ООО, план работы методического объединения учителей основной школы по изучению основ ФГОС НОО, ФГОС ООО, план ВШК при введении ФГОС НОО , ФГОС ООО. Члены рабочей группы изучили концепцию, содержание и условия реализации ФГОС, порядок его введения.
2. Материально-техническая база.
Для качественной работы МБОУ «СШ №3», реализующих ФГОС НОО, ФГОС ООО неотъемлемым условием является обновление материально-технической базы.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования задают новые ориентиры развития системы образования. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. Школьная столовая позволяет организовывать горячие обеды в урочное время. В школе работают оснащенные спортивные залы, имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём. Есть возможность использования спортивного зала (спортивной площадки) во внеурочной деятельности. В школе работает медицинский кабинет. Строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. Учебные кабинеты соответствуют материально-технической базе, действующим санитарным (СанПиН) и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательной организации. В школьной библиотеке имеется необходимая справочная литература, дидактический и раздаточный материал. Разработан перспективный план по наращиванию МТБ с учетом планируемых результатов. В МБОУ «СШ №3» имеется библиотека с рабочей зоной. Библиотека укомплектована фондом художественной и справочной литературы для разных возрастов учащихся, печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана ООП ООО. В МБОУ «СШ №3» есть доступ к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных. Рабочая группа определила список учебников и учебных пособий в соответствие с УМК основной образовательной школы. Запланировано обеспечить обучающихся УМК и электронными учебниками в соответствии с Федеральным перечнем учебников по ФГОС к моменту перехода 8-х классов на ФГОС, т.е. 1-го сентября.
3. Организационное обеспечение введения ФГОС.
В МБОУ «СШ №3» ведется планомерная работа в этом направлении: · проведено анкетирование и разработан диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС НОО, ФГОС ООО.
· проводится работа по подготовке к анкетированию по изучению образовательных потребностей интересов обучающихся и запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана;
· проводится работа по разработке инструментария для изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся, переходящих на ФГОС ООО в 2018-2019 учебном году, и запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана, включая внеурочную деятельность;
· ведется работа по определению оптимальной модели организации внеурочной деятельности обучающихся в МБОУ «СШ №3».
4. Кадровое обеспечение введения ФГОС.
В условиях реализации ФГОС ООО обязательным для каждого образовательного учреждения является выполнение требований, предъявляемых государством к педагогическим работникам при введении ФГОС ООО. Уровень квалификации педагогических работников учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, должен соответствовать квалификационным характеристикам и квалификационной категории по соответствующей должности, и требованию прохождения обязательной курсовой подготовки в объёме не менее 72-108 часов
В настоящее время курсы повышения квалификации по актуальным вопросам ФГОС (108,72) часов прошли 46 учителей.
Успех реализации ФГОС в большей степени зависит от учителя, поэтому в школе идет активное освещение и разъяснение концепции государственных образовательных стандартов нового поколения среди педагогических работников школы.
Образовательные стандарты и требования
ФГОС начального общего образования от 2009 года
ФГОС основного общего образования от 2004 года
ГОСТ среднего (полного) общего образования от 2004 года
Государственный стандарт основного общего образования
Государственный стандарт среднего (полного) общего образования